Блаженства. Блаженны чистые сердцем

Звучит эта заповедь так: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Удивительная заповедь! Как часто в спорах о Боге слышим вопрос – да кто Его видел? Оказывается, это возможно!

Эта заповедь – о Богопознании. Вся наша история является драматичным исканием Бога. Все эти египетские храмы и пирамиды, древнегреческие, древнеримские и прочие языческие капища являются проявлением духовного усилия каждой из этих культур. Все это — попытка Богоискательства, через которое нужно пройти каждому человеку и всему человечеству в целом. Среди различных философов, выдающихся мыслителей всех времен, различных мудрецов и ученых не было ни одного, который был бы равнодушен к этой теме. Но, несмотря на различные усилия, достигнуть вершин Богопознания дано далеко не всем. Самые проницательные и изощренные умы оказывались не способны к настоящему, опытному прикосновению к Божьей истине. Рассудочно-холодное понимание Бога было бессильно одухотворить и вовлечь в настоящие отношения с Ним.

Как же мы можем лично почувствовать, пережить и узнать Бога?  Пути, ведущие к Богу, переплетаются со множеством ложных, уводящих прочь от цели. Частенько подобно тому, как когда-то дикари поклонялись непонятным для них грому, молнии, огню или сильному ветру, наши просвещенные современники превозносят НЛО, попадают под магию экстрасенсов (а их раньше называли колдунами) или благоговеют перед новомодными верованиями.

Так как же возможно обрести Бога? Как не сбиться с верного пути среди опасно умножающихся соблазнов лжедуховности? Господь нам говорит об этом в шестой заповеди нового завета: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.

Это означает, что человеку, живущему по закону лжи, — такому человеку никогда не будет дано принять в свое омертвевшее бесчувственное сердце Бога. Он не откроется сердцу нечистому. Нравственное состояние личности — непременное условие нашей встречи с Богом. У апостола Матфея читаем: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?». А вот что пишет святитель Филарет: «Злыя помышления, от которых человек не отрекся, и следственно к которым страстно привязан, как бельма, или темная вода, помрачают око душевное, так, что не видит оно света даже близкой к нему естественной истины; например, омраченный помыслом гнева не видит света правды, и не различает вины от невинности; объятый страстию плотоугодия не видит света целомудрия, Божескому и человеческому взору приятнаго, и не примечает, как сам свое здравие разрушает. Удивительно ли, что для таких душ не доступен сверхъестественный свет Божества?». То есть, проще говоря, чтобы увидеть Его нам надо научиться жить и чувствовать на одной волне с Ним. Человека можно сравнить с приемным устройством, которое должно быть настроено на ту же волну, на которой посылается в мир Божественная энергия. Это и есть чистота нашего сердца, и это – главное условие.

Возникает вопрос – зачем так много высокого слога и как это все отражается в нашей обыденной жизни? Нам бы что-нибудь попроще, нам бы тишины и покоя, любви, простого человеческого счастья в конце концов. А разве все это не есть проявление присутствия Бога в нашей жизни? Ведь Бог и есть Любовь! Вся наша жизнь есть не что иное, как проявление Его Любви к нам. Тот факт, что мы живем, дышим, видим, ходим – есть проявление этой самой любви, просто она проявляется опосредованно, через окружающий мир. Неужели не интересно копнуть поглубже и разобраться в том зачем мы в этом мире? Неужели не интересно познать жизнь во всей ее полноте? А ведь мы знаем, сам Господь говорит: «Я есть путь и истина и жизнь». И еще Господь в Евангелии говорит нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и я успокою вас». Давайте оглянемся вокруг себя и зададим вопрос, умеем ли мы отличать правду от лжи, добро от зла? Не слишком ли много в нашей жизни полуфраз, полумыслей, полужеланий, полупоступков? И как часто мы терзаемся вопросом, как именно поступить и что выбрать, а в итоге приходим к Гамлетовскому вопросу: «быть или не быть». Но чтобы в своих мыслях и чувствах навести порядок, надо элементарно научиться порядок от беспорядка отличать, и начинается это именно с заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Вот такими мыслями хотел я поделиться с вами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *