Блаженства. Блаженны нищие духом

Если спросить человека, знаешь ли заповеди, перечисляют: «не убий, не укради, не прелюбодействуй», и обычно на этом познания заканчиваются. Но ведь это заповеди ветхозаветные, а если есть книга нового завета, значит должны быть и заповеди нового завета. Вот тут теряются, не зная, что сказать. Заповеди нового завета — это заповеди блаженства, вот первая из них: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Нищета, а тем более духовная, конечно настораживает и вызывает отторжение. Что это значит — быть духовно нищим, и что хорошего в этом может быть? Мы стремимся быть богатыми, и материально, и духовно, ведь это и есть качество нашей жизни. Разве не для этого мы живем и трудимся? Вот эта парадоксальность Христова учения и является одним из свидетельств его божественности. Да, конечно мы стремимся стать духовно богаче, но для этого надо сначала осознать свою нищету, свое несовершенство, осознать, что идеал, к которому я стремлюсь очень далек от меня. Только тогда возможно движение души, когда есть неудовлетворенность настоящим ее состоянием, когда заглянет человек в свое сердце, ужаснется и скажет в себе – надо с этим что-то делать. До тех пор, пока существует успокоенность, удовлетворенность, движения никакого никуда не будет. Я часто встречаю людей, которые не видят в себе греха, то есть этого самого своего несовершенства, понимают, что перед причастием надо поисповедоваться, приходят и сказать о себе ничего не могут, типа: «грешен во всем», спрашиваю, в чем конкретно видишь свою греховность, и оказывается, что все хорошо. Тогда скажи, если все хорошо, зачем пришел, чего ищешь? А ответить нечего. С соседями – нормально, с родителями, детьми – тоже, на работе – тоже вроде хорошо. Получается, что максимальной высоты в своей жизни человек уже достиг, и дальше двигаться никуда не нужно? Значит вот это наше состояние – и есть наше Царство Небесное? Но ведь это неправда! Это самообман, иначе мы бы ни с кем не ссорились, не болели и не умирали, а это все по-прежнему присутствует в нашей жизни. Этот самообман, эту самоуспокоенность надо растребушить, разбудить, скинуть с себя. Увидеть себя настоящим, желающим совершенства, но несовершенным. Тогда можно будет поставить себе цель и начать к ней двигаться. Есть у меня одна прихожанка, ей больше восьмидесяти. Приходит на исповедь и говорит, что во всем грешная, а когда спрашиваю в частности – все хорошо. Говорю, если все хорошо, почему детей не приучила к церкви, ведь если они не будут о тебе молиться после твоей смерти, значит вся жизнь прошла даром? Обижается. Так ведь цель этой нашей жизни – подготовиться к встрече со всеми близкими и не очень близкими в жизни следующей, а молитвы, как основной составляющей этой подготовки нет, ни ее – о близких, ни близких – о ней. А жизнь уже на излете, а плодов для жизни будущей еще никаких нет, и желания осознать это тоже нет. Вот такой самообман в самоуспокоенности.

Вот еще один момент: если человек понимает, что он несовершенен, и ему скажут об этом, как отреагирует? Да нормально отреагирует, скажет – я знаю об этом. А если считает себя образцом для подражания, а ему сообщат, что надо учиться и учиться? Обязательно обидится. То есть, обидчивость является тем критерием, по которому можно видеть свое несовершенство. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «если я на кого-то обижаюсь, то спрашиваю себя, что во мне не так?». То есть, чем чаще обижаюсь – тем дальше от совершенства. Вот теперь представьте себе человека, обиженного на весь мир, в каком состоянии находится его душа? Так ведь он – лучше всех в этом мире, а весь мир не ценит великого счастья лицезреть это, ах какая неблагодарность! И весь мир отвергается от общения. И остается человек один. Это можно назвать Царством Божьим? Категорически НЕТ! Есть куда расти такому – тоже нет. Такой человек сам себя загоняет в угол, лишая себя возможности быть человеком среди людей. Думаю, что обидчивость в себе каждый найдет при желании, даже если говорит, что не обижается.

И еще мысль вот о чем: духовную нищету можно понять только в сравнении с духовным богатством. Если мы не признаем за собой нищеты, значит не встречали богатства. А ведь оно существует в своей абсолютной величине в Боге. Значит нет Его в нашей жизни, ведь только в сравнении со светом познается тьма. Абсолютной величиной, от которой можно отсчитывать свое духовное состояние может являться только Бог, все остальное переменчиво и исчезающе мало, в том числе и мы. Вот к этой абсолютной величине и призван двигаться каждый из нас, поэтому и рассматривать свое состояние надо в свете Божьей Истины. Есть в Евангелии фраза Христова: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». Она учит нас не превозноситься над другими. Каждый человек наделен талантами от Бога, и если нам кажется, что в чем-то мы превзошли других, то наверняка есть что-то, в чем уступаем. Надо уметь видеть в каждом человеке, встречающимся нам на жизненном пути учителя, у которого есть нечто, чего не хватает нам, найти и принять это, только через это мы можем возрастать, а ведь для этого также требуется осознавать свое несовершенство перед окружающими нас. Вот такими мыслями об этой заповеди блаженства хотел поделиться с вами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *