Блаженства. Блаженны изгнанные правды ради

Восьмая заповедь нагорной проповеди звучит так: «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Она перекликается с шестой заповедью, обращенной к тем, кто ищет правды: “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся”.

В ней Господь говорит о награде людям, пытающимся жить по совести: они обретут то, к чему стремится их душа. А в заповеди об изгнанных за правду Он предупреждает нас о тех трудностях, которые ожидают человека на этом нелегком пути. Ибо жизнь по правде очень непроста и совсем не похожа на прогулку по парку. Жизнь по правде сопряжена с серьезными испытаниями, с риском, потому что в том мире, в котором мы живем, слишком много лжи. В Евангелии сказано, что диавол есть ложь и отец лжи. Он активно действует в этом мире, повсюду распространяя свою ложь и у него это неплохо получается. Ложь пронизывает всю нашу жизнь и личную, и общественную. Она становится средством строительства карьеры и достижения власти, разлагает наши семьи, лишает человека внутренней целостности и даже становится движущей силой целых государств.

Если мы оглянемся вокруг себя, то прежде всего бросается в глаза, как широко распространяется неправда. Создается впечатление ее лавинообразного возрастания, увеличения количества зла и умножения его граней. Великим утешением и опорой для нас является памятование о том, что человек, живущий по правде, в конечном счете всегда побеждает. Побеждает уже потому, что правда сильнее лжи. Как сказал благоверный князь Александр Невский: “Не в силе Бог, а в правде”, и кстати, доказал это на полях сражений. Бывает конечно, что человек не доживает до момента торжества правды, ибо 70–80 лет жизни – лишь миг перед лицом вечности. Однако правда торжествует всегда. И если не в этом мире, то в вечности человек, живущий по правде, обязательно увидит ее торжество. И даже если награда человеку, принесшему свою жизнь в жертву правде, не успевает найти его здесь, то воздаяние праведнику непременно будет ожидать его в жизни вечной.

Господь не желает нас видеть пассивными наблюдателями зла. Он призывает нас выступить на стороне борцов за истину и справедливость, однако при том, чтобы мы не забывали о необходимости хранить чистоту своей души. Ища правды, надо не только стремиться к ее торжеству, но и быть при этом чрезвычайно восприимчивым к вопросу о цене победы, ибо не все средства для христианина приемлемы. В противном случае борьба за правду способна превратиться в обыкновенную склоку. Нередко случается, что люди начинают с борьбы за правое дело, а заканчивают расталкиванием ближних локтями в сражении за место под солнцем.

Самым ярким примером того, как эта заповедь работает является Сам Иисус Христос. Почему Он был отвергнут миром? Почему с такой неумолимой скоростью возрастала ненависть к Нему? Как объяснить настроение людей, кричавших изо всех сил: «Распни, распни Его!»? Разве Он сделал им какое-то зло? С момента выхода на свое служение Он спешил «благовествовать нищим… исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение…». Христос нес людям добро, правду, любовь, милосердие, сострадание, а какова была плата за это? Позорная казнь на Кресте. «Я не нахожу в Нем никакой вины», — заявляет Понтий Пилат. «Он ничего худого не сделал», — говорит висевший на кресте рядом со Христом разбойник. Чем же тогда вызвано такое бурное негодование? Правда, которую воплощал Христос, была слишком высока в глазах этой толпы, любовь чересчур жертвенна и свет слишком яркий и ослепительный для этого лживого мира. Само присутствие Его обличало ложь и клевету, обнажало зло и беззаконие. Его жертвенная любовь, эта высшая правда и начинают колоть глаза людям, живущим по закону джи, и потому смерть такому Свидетелю. Вот такой пример дает Он нам, такой правды ждет от нас.

Именно этим путем и идет Церковь. История христианства пережила немало гонений, однако гонения встречают христианина не только под влиянием императорских указов или директив партии. Христианин бывает гоним и на бытовом, на семейном уровне. Он сталкивается с гонениями в повседневной жизни. В любую эпоху и при любой власти человек со своим собственным мировоззрением, человек, живущий не по закону «я – как все», а по закону совести, вызывает подозрение. Он выглядит белой вороной и потому неизбежен конфликт его с миром. Ведь христианин — это внутренне свободный человек. А потерпит ли общество несвободы того, кто выбивается из строя и идет «не в ногу»?  Оно будет отторгать его. И человек оказывается перед проблемой выбора, что предпочесть: угождение интересам мира сего или служение правде Божией.

Какие же средства недопустимы в борьбе за правду? Невозможно отстаивание истины при помощи злобы и ненависти. Тот, кто выступает за правду, не должен испытывать низменные чувства по отношению к своим противникам. Ибо самым сильным оружием в утверждении правды является сама правда: потому что она одновременно есть и цель, и средство борьбы. На бой за правду надо выходить с открытым забралом и с чистым сердцем, в котором нет неприязни. Опыт святых отцов учит нас, что в этом непростом деле могут быть терпение и мужество. Терпение восполняет нехватку наших слабых сил, дает способность превозмогать скорбь и трудности. Так внутренней силой терпения побеждается внешний враг. Мужество же необходимо нам потому, что ложь всегда пытается запугать человека, прибегает к коварным и низменным средствам, силится сломить дух своего противника, перенести поле битвы с открытого места в тесное и темное. И потому борьба за правду всегда вдохновляема мужеством и поддерживаема терпением. Вот к такой борьбе призывает нас эта заповедь, и я искренне желаю всем вступившим на этот путь быть верным не сворачивать и не отступать, ибо, как говорит Господь: «претерпевший до конца спасется».

И вот теперь возникает вопрос, а разве нельзя жить по правде, и при этом не быть преследуемым и гонимым? Нельзя чтобы тихо и мирно? Нет, не выйдет. Наш мир греховен, а грех не выносит правды, ему от правды больно. Вспомните изгнание Адама из Рая, разве его оттуда гнали насильно? Он сопротивлялся, цеплялся за ветки, а его гнали? Нет же, он оттуда убежал, потому что правда Божья приносила ему невыносимые страдания. Так и в нашем мире, правда обличает, обнажает наш грех и попаляет его. Поэтому мы вроде бы и хотим правду, но всячески уходим от нее. Эта заповедь не выполнима для человека, способного заглушить голос своей совести ради каких-то сиюминутных благ. Только когда правда, которую нельзя потрогать, которую невозможно оцифровать и превратить в наличность, становится для человека необходимой, как воздух, вот только тогда он будет готов терпеть все, лишь бы она жила.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *