Блаженства. Блаженны кроткие

В Евангелии от Матфея эта заповедь звучит так: «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Первое, что приходит на ум по этому поводу, это слова Христа: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).».
Недавно заходил в группу к психологам и обратил внимание, как часто говорят о самореализации, о важности своего «Я». Приведу одно из высказываний: «Идентичность — модель, позволяющая разделить “Я” и окружающий мир». Получается, что очень важно отстаивать свои принципы, противопоставляя себя другим людям.

А кротость совсем противоположное качество, в котором всепрощающая мягкость, выражающаяся в снисхождении к другим, а не в противостоянии, в сострадании к немощам, в излиянии всепокрывающей любви, а не в противопоставлении своих интересов и ценностей. А смирение? Ведь оно подразумевает «пребывать с миром», то есть умение принимать безропотно мнение другого. Для меня самый лучший пример смирения показал Господь в Евангелии, например, на тайной вечере, когда, умывая сврим ученикам ноги, сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою», или в Гефсиманском саду, молясь «Не Моя воля, но Твоя да будет». Он, Творец мира, не сделавший ни единого греха, идеал святости во всей вселенной не смел жить, не смел что-либо делать по Своей воле. О каком нашем своеволии и независимости можно говорить? Разве не должно нам пример брать у нашего Создателя? Да ведь и в нашей обыденной жизни, как хочется, чтобы нас слышали и понимали, чтобы ценили, чтобы принимали нас такими, какие мы есть, то есть нам хочется видеть наших близких кроткими, любящими. Но кротость порождается кротостью, как я могу ждать к себе подобного отношения, если сам превозношусь, если не слышу, не ценю и не люблю? А начинается это с понимания своего несовершенства, когда сам повоевал со своими страстями, когда был не раз побежден ими, когда сокрушался от бессилия что-то в себе изменить к лучшему. Как пишет апостол Павел в своем послании к Римлянам: «Я знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе». Вот тогда, повоевав за свою свободу от страстей, начинаешь с сочувствием относиться и к другим, таким же как ты, страдальцам. То есть эта заповедь вполне логично вырастает из предыдущих. Иоанн Лествичник о кротости пишет так: «Добродетель кротости заключается в неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах».
И еще одной мыслью хотел поделиться с вами – вторая часть заповеди: «ибо они наследуют землю». Удивительное дело, но христианство, проповедующее кротость, как добродетель, действительно распространилось практически во всем мире и, при всем том, что это религию преследуют и по сей день, последователи ее присутствуют везде. А если мы обернемся назад и заглянем в историю, то увидим, что как только некое государство начинало слишком заноситься в своем самомнении, оно довольно скоро разваливалось, и на его обломках зарождалось что-нибудь более скромное. Эта участь постигла Рим, а потом и Византию. Мы помним к чему привели завышенные амбиции Наполеона. Помним также гибель нескольких империй в Первую и Вторую Мировую войну. Что, как не раздутая гордыня, что, как не своеволие погубило их? Поэтому, думается мне, пока мы не пытаемся взять на себя функции истины-в-последней-инстанции, у нас есть надежда, что нас услышат и поймут. Также и внутри государства, пока не превозносится один народ над другим, мы – братья. По этому-же закону сохраняется и мир в семьях: пока каждый старается услужить остальным, мы – семья. Тогда исполнится сказанное Христом: «По любви меж вами узнают, что вы — Мои». Среди заповедей блаженства заповедь о кротости стоит в начале тех добродетелей, которые приводят человека к Богу, без приобретения этого качества мы не сможем продвинуться дальше, и работа над ней потребует от нас немалых усилий. Вот такие мысли посетили меня в размышлениях над этой заповедью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *