Блаженства. Блаженны милостивые

Пятая заповедь блаженств звучит так: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Слова «Господи помилуй» звучат в церкви чаще всех остальных. Какой смысл несет в себе слово «милость»? Когда мы говорим о милости, сразу возникает образ подсудимого и судьи, где нарушителя закона прощает милостивый судья.

Это ставит милующего судью над просящим милости грешником. Действительно право помилования человек получает над согрешившим против него, но это еще не совсем верный образ. «Милость» происходит от: «масло», то есть, «Господи помилуй» это не «Господи прости», это – помасли, то есть «Господи исцели», ведь нам еще издревле известны лечебные свойства масла.

Знаю одну женщину, уже достаточно пожилую, она вокруг себя видит только ущербных людей, находя в каждом непростительные недостатки, постоянно вздыхая «за что мне это». Таким образом растеряла всех друзей, родственников и даже детей, не понимая, что окружающие ее люди всего лишь являются зеркалом ее души и отражают ей ее внутреннее состояние. Нам известно, что нет человека без греха, и именно милостью мы можем исцелить ту, разлучающую нас рану, которую наносит нам грех. Милость сближает, объединяет и согревает наши остывшие сердца, наверное, именно поэтому слова «милый» и «любимый» у нас стали синонимами. Именно этого мы ждем от наших близких, и именно этого им меньше всего достается от нас.

В Евангелии можно встретить немало мест, где говорится о милости: «милости хочу, а не жертвы». А в одной из притч на вопрос кто ближний нам получаем ответ – сотворивший милость. И еще читаем: «суд без милости не сотворившему милости», «какой мерой меряете, той и вам отмеряно будет», и из молитвы «Отче наш»: «оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Все это призывает нас к одному – научиться видеть страдания тех, кто рядом и сопереживать им, исцеляя их своей любовью.

Как часто мы судим о Боге как о недоступном, и неумолимом судье, а ведь имя Ему Любовь. Это происходит потому, что мы судим о Нем по себе, потому, что сами не умеем и не хотим любить и покрывать своей любовью недостатки ближних. Мы знаем о Страшном суде и боимся его неизбежности, но сам Господь дает нам в наши руки ключ к спасению: хочешь быть помилованным – научись и сам тому же. А ведь без помощи Божьей, без осознания своего несовершенства, без сокрушения и кротости, без любви к истине это не так уж и просто сделать. Милость не берется вдруг из ниоткуда, она является ступенью возрастания человека, логично вытекающей из предыдущих заповедей жизненно необходимой нам хотя бы для сохранения человеческого облика и при этом приводящей в вечность. И чем больше в человеке любви, тем шире его любящее сердце, тем больше это сердце источает милости на прибегающих к нему, именно это мы и видим в тех святых, имена которых переполняют наши святцы. А для того, чтобы начать двигаться в этом направлении, нужно всего лишь перестать жалеть себя и начать жалеть ближних.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *